Внеурочная деятельность

ПАРАДИГМА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДМЕТНОЙ

 ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» 
В КОНТЕКСТЕ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Литературное образование учащихся в гимназии предполагает разветвленную систему спецкурсов, направленных на расширение и углубление основного курса, имеющего целью освоение образовательного стандарта, создание условий для творческого развития и духовного самоопределения личности, ее культурной самореализации. 

Богатство литературного контекста ставит перед авторами программ проблему жесткого отбора произведений для текстуального изучения на уроках, а это приводит к тому, что за чертой оказываются явления, не менее культурно значимые для становления личности ребенка. 

В то же время круг произведений, предложенных для рассмотрения, столь велик, что зачастую за рамками урока остается творческая и научно-исследовательская деятельность, на которую попросту не остается времени. 

Таким образом, когнитивная и креативная составляющие образования в полной мере могут быть реализованы лишь в том случае, если литературное образование является комплексным. 

Современная образовательная ситуация характеризуется появлением наравне с основными курсами, обязательными для всех учащихся, элективных курсов, предполагающих свободу выбора в зависимости от специфики личности ребенка, его интересов (в 5-8 классах), а впоследствии связанных с выбором профиля в старших классах. В связи с этим, поставив перед собой цель создания системы элективных курсов, коллектив кафедры словесности гимназии № 47 разработал ряд спецкурсов, предназначенных для учащихся всех возрастных групп: с 5 по 11 класс. В предложенный комплекс вошли курсы, направленные на формирование креативности и воспитание эстетического вкуса, ориентированные на предпрофильную и предпрофессиональную подготовку, а также имеющие прикладной характер, (создающие условия для формирования коммуникативных навыков) и связанные непосредственно с профильным образованием. 

Учащимся 5-6 классов предлагается спецкурс «Мастерская стиха» (модификация первого блока программы И.В. Тюпы), ставящей задачи не только филологические, но и в целом эстетические («Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»_ это высказывание Ф. Шиллера кажется здесь как нельзя более уместным). Атмосфера урока становится атмосферой мастерской, где учащиеся овладевают ремеслом порождения стихотворных текстов. Они «учатся писать» прежде всего, для того, чтобы «научиться читать». В процессе занятий ученики приобретают немалый запас теоретических знаний в области поэтики. Однако знания остаются здесь не целью, а средством. Ребенок находится в атмосфере со-переживания, со-творчества – значит, общения, которое есть и труд, и игра. Школьник постигает изнутри сладкую муку творческого труда. Литература перестает быть для начинающего читателя чужим делом, которое зачем-то положено изучать – оно становится своим, доступным способом бытия в культуре. 

Своеобразным «мостиком» к предпрофильным является курс «Мастерство писателя» для учащихся седьмой параллели. Он направлен на практическое освоение в процессе аналитической и творческой деятельности «инструментария» писателя (поэта), создающего произведение, искусства слова. Переходя от анализа образов к созданию собственных текстов, ученик в «лаборатории» спецкурса проникает в тайны искусства слова, при этом творчески самореализуется. 

В системе филологического образования особое место занимает спецкурс «Введение в литературоведение». Этот спецкурс предлагается учащимся 8-9 классов как один из предпрофильных курсов. 

Если ранее основным методом являлась игра, теперь – исследование. Происходит углубление теоретических знаний, обогащается язык предмета, выстраивается целостная картина представлений о литературе как явлении искусства, с одной стороны, и объекте научного исследования – с другой, что позволяет учащимся сделать первые шаги в области научно-исследовательской работы. 

Привлекательность этого спецкурса заключается в том, что он помогает проявить богатство личности исследователя (ученика), дает выход его креативности (или настраивает на креативность), но в то же время дает возможность увереннее овладеть техникой литературоведческой деятельности, почувствовать себя ученым, подняться выше наивно-реалистического восприятия литературы и, проникнув в тайны мастерства, ощутить эстетический вкус, что позволит отличить ремесло от великого искусства, однодневку, созданную по соц.заказу или на потребу массовому спросу, от шедевра, »обреченного» на вечную жизнь. 

Параллельно учащимся 8-9 классов предлагается спецкурс «Риторические основы создания текста». Если предыдущий элективный курс имел целью подготовку к выбору профиля образования, то этот, направленный на развитие навыков речевой деятельности, может быть выбран любым учеником, стремящимся овладеть технологией текстопорождения. 

Для учащихся старшей школы предлагается спектр элективных курсов, среди них и спецкурс «Теория и практика написания сочинения» (как для 10, так и для 11 классов) в качестве прикладного курса непрофильного образования, и профессионально ориентированные: «Основы творческой деятельности журналиста». «Основы литературного редактирования», впервые апробируемая в этом учебном году, а также профильный курс, направленный на расширение представлений о литературе второй половины XX - начала XXI вв. «Стилевое многообразие русской литературы как проявление своеобразия литературного процесса второй половины XX века», состоящего из двух блоков: 

· стилевое своеобразие поэзии (10 класс); 

· стилевое своеобразие прозы и драматургии (11 класс). 

Сочетание лекционной формы с практическими занятиями по литературоведческому анализу создает условия для формирования базы, необходимой для серьезной научно-исследовательской деятельности (разработки исследовательских проектов), что подготавливает учащихся к будущей творческой и исследовательской деятельности в высшей школе. 

Учащиеся в завершение каждого из предполагающихся блоков тематического плана спецкурса выходят на защиту исследовательского проекта (в соответствии с личностным выбором они обращаются к анализу своеобразия поэтического мира того или иного поэта), например: И. Бродского, Б. Ахмадулиной, Ю. Кузнецова, Ю. Левитанского и др. Лучшие работы представляются на научно-практических конференциях различного уровня. 

Хотелось бы заострить внимание на тематике исследовательских проектов: «Андрей Вознесенский: авангардность в условиях постмодерна (в аспекте аудио-визуальных средств выразительности)», «Камерность лирики В. Тушновой», «Сказки Л. Петрушевской: к вопросу о трансформации жанра», «Феномен смерти в произведениях Л. Улицкой», «Ирония и гротеск как средства выражения авторской позиции в лирике В. Высоцкого», «Сборник «Кинематограф» как феномен книги стихотворений (к вопросу о своеобразии поэтического мира Ю. Левитанского)", «Постмодернистское переосмысление истории в рассказах В. Пьецуха». 

Качество исследований свидетельствует о том, что условия, созданные в рамках спецкурса, действительно способствуют становлению личности учащегося, избравшего гуманитарный профиль будущей профессиональной деятельности. 

Таким образом, система спецкурсов способствует развитию и художественного, и научного мышления, создает условия для самостоятельного общения со словом, формирования и развития умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, воспитания эстетического вкуса как ориентира для самостоятельной читательской деятельности, а также успешной адаптации в условиях продолжения образования. 

Темы исследовательских проектов, написанных учащимися         

  МОУ-гимназии № 47 под руководством Масалкиной Н.Е.

За период с 2003 по 2007 г.

I.                   5 – 9 класс


      1.            Вечная тема любви в произведениях классики и современности. ( На примере трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и повести Г. Щербаковой «А вам и не снилось».)

      2.            «Детская книга» Бориса Акунина : Гарри Поттер и Эраст Фандорин, младший ).

      3.            Мария и Зарема как два мира в произведении А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

      4.            Над чем смеется А.П. Чехов в «Пестрых рассказах».

      5.            Николенька Иртеньев и его отношение к людям (к вопросу о диалектике души как художественном принципе Л. Толстого на примере повести «Детство»).

      6.            Образ маленького рыцаря в художественном мире повести Ф.М. Достоевского «Маленький герой».

      7.            Образы родных людей в лирике Сергея Есенина.

      8.            Персия и Россия: диалог двух культур (к вопросу о влиянии восточной поэзии на цикл стихотворений С. Есенина «Персидские мотивы»).

      9.            Прорыв безнадежности и художественные способы его выражения. ( На материале рассказов Л. Андреева. )

  10.            Пугачев в представлении А.С. Пушкина и М. Цветаевой.

  11.            Динамика пейзажа в поэме И.А. Бунина «Листопад».

  12.            Своеобразие поэтического мира Виктора Цоя.

  13.            Силы добра и зла в сказах П.П. Бажова и способы их художественного воплощения.

  14.            Ситуация выбора в рассказах В.М. Гаршина.

  15.            Образы деревьев и цветов в лирике  Николая Рубцова.

  16.            Поэтический мир «Фейных сказок» К.Д. Бальмонта.

  17.            «Хорошие» и «плохие» люди в повести в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»

  18.            Художественное функционирование образа танца в русской литературе.

  19.            Трансформация классического сюжета в современной литературе ( На материале повести Л. Толстого «Кавказский пленник» и рассказа В. Маканина «Кавказский пленный».)

  20.            «За» и «против» лирического героя поэзии А. Галича.

II.                10– 11 класс

 

      1.            А.С. Пушкин в творчестве А. Вознесенского.

      2.            Андрей Вознесенский: авангардность в условиях постмодерна (в аспекте аудио-визуальных средств выразительности).

      3.            Арсений Тарковский: жизнь, поэзия… вечность.

      4.            Вадим Степанцов и орден куртуазных маньеристов.

      5.            Евтушенко Евгений  Александрович – поэт или графоман?

      6.            Жизнь и творческий путь А.А. Тарковского.

      7.            «Зло» и «Добро» в поэзии Юрия Кузнецова и средства их воплощения.

      8.            Ирония и гротеск как средства выражения авторской позиции в лирике В.Высоцкого.

      9.            Ирония и средства ее выражения в поэзии В.С. Высоцкого.

  10.            Камерность лирики Вероники Тушновой.

  11.            Концептуализм в творчестве Дмитрия Пирогова на примере поэмы «Махроть всея Руси».

  12.            Образ лирической героини в поэзии Беллы Ахмадулиной.

  13.            Метафора как основной метод создания художественного образа в творчестве Иосифа Бродского.

  14.            Мироощущение лирического героя в мире поэзии Виктора Цоя.

  15.            Многогранность творчества Б.Ш. Окуджавы.

  16.            Мотивы и образы военной лирики Сергея Орлова.

  17.            Образ литературного героя и средства его создания в поэзии А. Тарковского.

  18.            Основные темы в творчестве Арсения Тарковского.

  19.            Послание Л.С. Рубинштейну Тимура Кибирова как явление постмодернизма.

  20.            Постмодернистское переосмысление истории в рассказах В. Пьецуха «Крыжовник» и «Палата № 7».

  21.            Поэзия Юрия Кузнецова «как поэзия символов и образов».

  22.            Поэтическая генеалогия творчества Беллы Ахмадулиной.

  23.            Поэтический мир Николая Рубцова.

  24.            Преломление сказочной традиции в произведениях Людмилы Петрушевской.

  25.            Прогноз «погоды» Юрия Казарина ( к вопросу о своеобразии поэтического мира).

  26.            Пространство в лирике Иосифа Бродского.

  27.            «Пушкинские эпиграфы» в творчестве А. Тарковского.

  28.            Роберт Рождественский: лирическое и публицистическое начало в поэтическом мире.

  29.            Романтическое начало в поэзии Б.Ш. Окуджавы.

  30.            Самосознание лирического героя в поэзии Евгения Евтушенко.

  31.            Сборник «Кинематограф» как феномен Книги стихотворений (к вопросу о своеобразии поэзии Юрия Левитанского).

  32.            Свобода слова поэзии А.А. Вознесенского.

  33.            Своеобразие любовной лирики Евгения Евтушенко.

  34.            Своеобразие метафоры в лирике Андрея Вознесенского.

  35.            Своеобразие поэтического мира Беллы Ахмадулиной (на примере поэмы «Сказка о дожде»).

  36.            Своеобразие поэтического мира Евгения Рейна.

  37.            Своеобразие поэтического мира Леонида Губанова.

  38.            Своеобразие поэтического мира Тимура Кибирова.

  39.            Рок-поэзия как явление искусства.

  40.            Современное и вечное в лирике Вознесенского.

  41.            «Сосердцание» в лирике А. Вознесенского (Своеобразие лирического героя поэзии 50-70х годов).

  42.            Тема времени в творчестве И.Бродского.

  43.            Образ времени в творчестве Евгения Евтушенко.

  44.            Тема поэта и поэзии в лирике Вознесенского

  45.            Тема поэта и поэзии в творчестве Беллы  Ахмадулиной.

  46.            Традиции русской поэзии в творчестве Николая Рубцова.

  47.            Тютчевские традиции в лирике второй половины ХХ века.

  48.            Юрий Кузнецов и поэтика разрушения.

  49.            Грани индивидуальности: женская поэзия начала 20 века.

 

 

Comments